В связи с тем, что теперь сплю спокойно, решил протестировать зарядное устройство (ЗУ) еГо с током заряда 420ма, на предмет как же там всё происходит, и ответить на накопившиеся частовозникающие вопросы по серийным сигаретным аккумуляторам и их зарядке, поскольку все рекомендации в основном основаны на имхах и опыте немного постороннем от рассматриваемого предмета =)

Все ответы даны по результатам тестов.

Q. Как работает зарядное устройство?

A. По проведённому тесту ЗУ осуществляет зарядку аккумуляторов в 3 этапа. На первом этапе заряд производится максимальным током (измеренное значение 430ма) до повышения напряжения на аккумуляторе 4,10 вольт. Далее идёт второй этап, ток заряда постепенно начинает снижаться. Когда напряжение на аккумуляторе достигает 4,18-4,19 вольт, а ток заряда снижается до 40ма, включается зелёный светодиод и начинается 3ий этап. На третьем этапе происходит добор ёмкости аккумулятора 5-10 процентов. Третий этап лучше обеспечивает длительную работу аккумулятора без просадок напряжения на большом токе. Длится он на разных аккумуляторах по-разному, от 3 до 8 часов до снижения тока примерно до 5 ма при поддержании напряжение на аккумуляторе 4,18-4,19 вольт и после этого прекращается.

Q. Стоит ли придерживаться рекомендаций производителя о 8ми часовой зарядке аккумулятора, ведь светодиод уже горит зелёным и сигнализирует об её окончании?

A. Ранее предполагалось, что литиевые аккумуляторы не имеют эффекта памяти и соответственно разгонять их, чтобы они набрали ёмкость не имеет смысла и можно вытаскивать аккумуляторы сразу по окончании заряда. Всё это осталось справедливым за исключением того, что зелёная лампочка на зарядном устройстве не сигнализирует о полном окончании заряда. Она сигнализирует об окончании 2 этапа зарядки. После загорания зелёной лампочки зарядка аккумулятора продолжается ещё 4-5 часов.


Q. Можно ли оставлять заряженный аккумулятор в зарядном устройстве на длительное время после окончания заряда? Не станет ли это причиной перезаряда?

A. Можно, а в некоторых случаях и нужно оставлять, чтобы аккумулятор зарядился до конца и набрал полную ёмкость. Тест показал, что при полном заряде зарядное устройство автоматически отключается, ток равен нулю. Однако визуально определить момент полной зарядки и отключения невозможно, поэтому, чем дольше аккумулятор простоит в зарядном устройстве, тем гарантированней будет в нем полный заряд.

Q. Можно ли заряжать аккумуляторы ёмкостью 650ма и выше ЗУ от малоёмких аккумуляторов с током заряда 150ма?

A. Если ничего другого нет под рукой, то заряжать можно, однако надо иметь ввиду, что полной ёмкости аккумулятора на таком ЗУ достичь практически невозможно, до окончания заряда требуется около суток времени (предположительно), я так и не смог дождаться полной остановки заряда, надоело ждать.

Q. Надо ли ставить аккумулятор на зарядку сразу после сигнализации о его разряде, не разрядится ли он ниже нормы, если не поставить его заряжаться?

A. Замер напряжения непосредственно на аккумуляторе сразу после сигнализации о его разряде показал 3,4В, что ещё раз подтвердило общеизвестный факт, что разряд аккумулятора большим током наиболее безвреден ибо не даёт напряжению на нём упасть ниже рекомендуемого значения. До 2,6 вольт ему ещё разряжаться и разряжаться, поэтому сразу ставить на зарядку вовсе необязательно.

Q. О чем моргает лампочка на зарядке?

A. На самом деле зарядное устройство в моргании лампочки никакого участия не принимает. Лампочка моргает потому что микроконтроллер аккумулятора периодически по мере его заряда отключает аккумулятор от зарядного устройства, провоцируя так называемую импульсную зарядку. Когда на ЗУ промаргивает зелёная лампочка, это означает, что аккумулятор в момент горения зелёной лампочки был отключен от ЗУ контроллером аккумулятора. Когда на ЗУ постоянно горит зеленый светодиод, отключения также происходят, но их уже визуально не видно. Если во время простоя в ЗУ аккумулятор разряжается, то такое отключение провоцирует включение подзарядки аккумулятора. Обычные литиевые аккумуляторы в таком ЗУ заряжаются без подмаргиваний до загорания зелёного светодиода.

Q. Можно ли пользоваться другими зарядными устройствами и можно ли использовать зарядные устройства от сигарет для зарядки обычных литиевых аккумуляторов?

A. Да, для зарядки сигаретных аккумуляторов можно пользоваться любыми стандартными ЗУ от обычных литиевых аккумуляторов, ориентируясь на зарядный ток, который должен укладываться в пределы от 50 до 100% от номинальной ёмкости заряжаемого аккумулятора с соответствующим номинальным нпряжением (4,2В). Конечно, в этом случае, рекомендуется применять соответствующие коннекторы. Я, например, свои еги заряжаю на TrustFire TR-001 сразу по 2 штуки, используя коннекторы от сгоревших атомов. Полное окончание заряда на нём хорошо видно – зелёная лампочка перестаёт подмаргивать. Так же можно и на сигаретном ЗУ заряжать обычные литиевые аккумуляторы как с защитой так и без неё. ЗУ обеспечивает своевременное отключение аккумулятора по окончании заряда.

PS
Мне попадались 2 варианта ЗУ на 420 ма, по внутренней схеме они очень похожи, все детали стоят идентичные друг другу, однако отличия имеются. Одно из них маркируется на плате http://WWW.BEILKIN.COM, помню целая тема по ним была на форуме, вторая маркируется HFW-H1. По первой ничего не могу сказать, работает безупречно, по ней в основном и был проведен тест. Вторую мне принесли для опытов, так вот на ней аккумуляторы дохли как мухи, если их не вытаскивать сразу после загорания зелёной лампочки. Причем умирали не сами аккумуляторы, а их контроллеры, как выяснилось после разбора 4х(!) батарей. Признаки смерти возможно кому то знакомы – после окончания зарядки аккумулятор не включается и постоянно моргает лампочка как будто коротит, потом и она перестаёт моргать. Вскрытие показало разряд аккумуляторов почти в ноль 0,6-0,7В. Почему и как это произошло науке неизвестно, но аккумуляторы удалось оживить (контроллер конечно сразу в топку). На стандартном ЗУ никакого эффекта не было, аккумуляторы не заряжались, ток показывало 14 микроампер, даже не мили. Но на TR-001 все 4 аккумулятора ожили за пару секунд. Реанимация сопровождалась 2х секундной иллюминацией всех зеленых светодиодов, несколько вспышек с затуханием как на просадке напряжения (видимо лишнее отгорело) и потом загорелся долгожданный красный светодиод. Аккумулятор был тут же вытащен и замерено напряжение на нём, что показало около 3,6В, далее они уже нормально заряжались в обычном режиме, потери ёмкости не наблюдается, ну а ресурс время покажет.